«Мебель летала от стены к стене». Что случилось с лайнером Viking Sky

МОСКВА, 26 мар — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Несколько дней весь мир следил за спасением пассажиров круизного лайнера Viking Sky, в сильный шторм потерявшего ход у берегов Норвегии. Рассказ одного из россиян — членов экипажа Амана Мулдашева, все еще находящегося на борту судна, оценка хода спасательной операции, а также правила выживания в подобных ситуациях — в материале РИА Новости.

Огромные волны

"Волны были десятиметровые, корабль качало так, что мебель летала от стены к стене, — говорит РИА Новости член экипажа Viking Sky Аман Мулдашев. — Осложняло ситуацию то, что большинство пассажиров — пожилого возраста, они не всегда могли быстро отбежать от движущихся на них предметов. Это и могло стать причиной травм у 27 человек".
По словам Амана, вечером 25 марта (на момент беседы) члены экипажа остаются на борту и ждут дальнейших указаний.
Круизный лайнер Viking Sky в субботу днем потерял ход у берегов Норвегии во время сильнейшего шторма. Во второй половине дня спасатели приступили к эвакуации: вертолетами забрали 463-х из почти 1 400 пассажиров. В воскресенье судно отбуксировали в норвежский порт Молде.
Пресс-атташе посольства России в Норвегии Тимур Чеканов сообщил РИА Новости со ссылкой на российских членов команды, что все пассажиры покинули судно, корабль пришвартован. "Экипаж находится в безопасности, помощь не требуется", — уточнил представитель ведомства.

Все прошло четко

Как рассказывал в ходе эвакуации Аман Мулдашев, паники не было. Он добавил, что "пассажиры ожидают внутри, потому что на улице сильный шторм. <...> Так как сильная качка, не можем спустить шлюпки спасательные".
Заслуженный спасатель России Сергей Щетинин пояснил: в такой сильный шторм невозможно не только спустить на воду спасательные шлюпки и плоты, но и посадить вертолет на палубу, даже столь большую, как у Viking Sky.

"Поэтому эвакуировали вертолетами, но с использованием так называемой внешней подвески — специальных кресел с подъемным механизмом, — комментирует Сергей. — Большим плюсом в этом случае оказалась близость берега, где быстро организовали приемный пункт для пострадавших. Я внимательно следил за ходом операции и оцениваю ее как достойную, спасатели сработали очень четко".
Как подчеркивали норвежские СМИ, несмотря на сильный шторм, ситуация развивалась по оптимистичному сценарию: лайнер в какой-то момент находился всего в 100 метрах от мели и в 900 метрах от берега, прежде чем его удалось поставить на якорь и зафиксировать.

Причины выясняются

"Круизные суда — один из самых безопасных видов транспорта. Инциденты случаются очень редко, — говорит Светлана Пославская, руководитель отдела российской круизной компании, работающей с Viking Cruises (ей принадлежит лайнер Viking Sky). — В том, что произошло с лайнером, виновата стихия".
Светлана также подчеркнула, что у компании "хорошая репутация и хорошие корабли".
"Вопрос, почему остановились двигатели, принадлежит сфере технической эксплуатации судна, — продолжает Сергей Щетинин. — Сейчас очень сложно что-либо утверждать".

Пассажиры-европейцы

По словам Светланы Пославской, круизы Viking Cruises у российских туристов не особо востребованы. "Компания никогда не делала ставку на Россию, ей вполне хватает европейской публики", — отмечает эксперт.
По данным СМИ, на борту лайнера было 600 граждан США и много британцев. Вопрос о возможных компенсациях пассажирам пока не поднимали — слишком мало времени прошло. Но, как указывают специалисты, в таких случаях круизные компании часто не ограничиваются возвращением части денег за неоказанные услуги.
Как правило, клиентам делают какое-то заманчивое предложение на круизы в будущем, поясняет Надежда Ефремова, руководитель правовой службы АТОР. "Например, дают возможность в течение ближайших нескольких лет оправиться в морское путешествие бесплатно, — уточняет она. — Правда, не все пассажиры готовы повторить такой опыт".

Правила безопасности

"При эвакуации самое главное правило — не паниковать и не заниматься самодеятельностью", — говорит спасатель Сергей Щетинин. Выполняйте все указания членов экипажа и не забудьте прочитать инструкцию, которую выдают всем пассажирам при посадке, подчеркивает он.

"В любом ЧП на лайнере страдают те, кто не слушает инструкции или не следует технике безопасности, — подтверждает Виктория Голубович, член экипажа одного из морских круизных лайнеров. — Например, пассажиры часто приходят на обязательный тренинг эвакуации пьяными, кто-то вообще остается спать в каюте".

На этом тренинге пассажирам показывают, на каком именно месте они должны находиться во время эвакуации. "Очень важно, чтобы каждый занял свое место, в противном случае одни шлюпки и лодки окажутся переполненными, а другие — полупустыми", — объясняет она.
Беспечные пассажиры ставят под угрозу не только себя, но и окружающих. "Люди почему-то думают до последнего, что они в безусловной безопасности, не хотят ни во что вникать, — добавляет Виктория. — А потом получается как с одним подвыпившим пассажиром из Америки, который кричал: "Вы должны сейчас же спасти нас, иначе я больше не вернусь в ваш круиз!"

Источник