Административные издержки бизнеса снизились

Одной из целей реформы контрольно-надзорной деятельности являлось снижение административной нагрузки на бизнес. Для оценки достижения этой цели Центром технологий государственного управления РАНХиГС под руководством Владимира Южакова, Елены Добролюбовой, Андрея Покиды и Натальи Зыбуновской с 2017 по 2022 год проводятся соцопросы представителей бизнеса.

По результатам опроса 2022 года выявлено, что средние затраты времени на одну проверку предприятия составили 3,5 человеко-дня. По сравнению с результатами исследований предыдущих лет трудозатраты существенно сократились: так в 2020 и 2021 годах они составляли 5,4 и 5,6 человеко-дней, а в 2017 году − 4,3 человека-дня.

На предприятиях, которые проверялись с использованием цифровых технологий, фиксируется еще большее снижение временных издержек. Средние затраты времени персонала предприятия в формате дистанционной документарной проверки, составили 2,5 человеко-дня, при выездной проверке − 3,8.

Средний размер материальных затрат в расчете на одну проверку также снизился и составил в 2022 году 78 тысяч рублей. В 2021 году это значение фиксировалось на уровне 153 тысяч рублей, в 2020 году – 177, тысяч рублей.

По результатам проведенных расчетов, средние административные издержки бизнеса на проведение одной проверки составили 15,3 тысяч рублей. Издержки различаются по видам надзорной деятельности: при проведении проверок в трудовой сфере издержки несколько выше (15,2 тысяч рублей на одну проверку), при проведении проверок в рамках противопожарного и санитарного надзора – несколько ниже (12,4 тысяч и 10,9 тысяч рублей соответственно).

Расчеты показывают, что с учетом данных об общем количестве проведенных в отношении юридических лиц и ИП проверок в 2021 году объем издержек бизнеса, связанных с взаимодействием с надзорными органами, в годовом выражении составляет 15 миллиардов рублей.

По сравнению с результатами опросов прошлых лет уровень административных издержек бизнеса в расчете на одну проверку значительно сократился. Можно констатировать, что цель реформы по снижению административных издержек бизнеса, связанных с взаимодействием с надзорными органами, достигнута.