Где монополия, а где цемент…

В интервью РБК Марат Хуснуллин утверждает, что стройматериалы подорожали из-за ряда факторов, одним из которых является монополизация цементного рынка (РБК: «Надо экономику спасать», 27.04.2022).

Утверждение спорное.

Во-первых, монополизация подразумевает единственного производителя товара/услуги. Сегодня же на рынке цемента России представлено 5 крупных концернов, которые занимают лишь 60% рынка:
ЕВРОЦЕМЕНТ – 27,2%,
ГАЗМЕТАЛЛПРОЕКТ – 9,8%,
ХОЛСИМ – 8,5%,
СИБЦЕМ – 8,2%
HEIDELBERGCEMENT – 6,6%.

Во-вторых, производить цемент в нынешних условиях — весьма убыточно. Продукт имеет слишком низкую маржу, которая в условиях кризиса становится еще меньше. Поэтому с российского рынка собирается уйти LafargeHolcim, а у Евроцемента с 2020 года сменился уже третий собственник!

В-третьих, за последние 10 лет средний темп роста цены цемента составляет менее трех процентов
(учитывая инфляцию, это — обнять и плакать). При таких условиях не то что монополизировать, просто производить цемент никто не захочет. Может, поэтому цементных компаний в нашей стране мало (особенно, если учитывать темпы строительства недвижимости, которые растут в геометрической прогрессии)?

Подведем итог: сегодня в России производят цемент около 30 компаний. Самый крупный производитель занимает всего 27,2% (доля снизилась в прошлом году), что с темпами роста стоимости цемента (за последнее десятилетие всего на 2,7%) — неудивительно.

Монополист — это антоним слову дурак. И вряд ли кто-то захочет становится монополистом в цементной отрасли, потребление в которой в 2021 году упало на 15% в сравнении, например, с 2014 годом, и на 30% если сравнивать с далеким 1989…

Не там причины роста цен на стройматериалы ищут…