Россия удвоила долю экспорта в Африку в 2023 году

В 2023 году, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), регион Африки стал важным направлением экспорта российских товаров. Доля африканского рынка почти удвоилась по сравнению с 2022 годом и составила почти 5%. Доля американского макрорегиона "Америка" снизилась до 2,9%, что также ниже уровня 2022 года.

Если сравнивать с 2021 годом, то можно заметить, что доля африканского рынка увеличилась с 3% до 5%, а доля американского рынка сократилась с 6% до 3%.

По информации ФТС, стоимость российского экспорта в Африку в 2023 году выросла на 43% и составила 21,2 миллиарда долларов, тогда как экспорт в американский регион сократился на 40% и составил 12,2 миллиарда долларов.

За январь-февраль 2024 года, согласно данным ФТС, экспорт в Африку составил 2,5 миллиарда долларов, что на 2% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Экспорт в Америку составил 1,7 миллиарда долларов.

Доля африканских стран в общем товарообороте России составляет 4,2% в экспорте и 1,2% в импорте за январь-февраль 2024 года. Старший научный сотрудник РАНХиГС Александр Фиранчук отмечает, что эти показатели соответствуют вкладу африканского континента в мировую экономику и глобальную торговлю (менее 3%).

Импорт российских товаров в США за январь-февраль 2024 года составил всего лишь 532 миллиона долларов, что значительно меньше, чем в 2023 году (1,15 миллиарда долларов) и 2021 году (3,6 миллиарда долларов).

Продукты удобрений и ядерное топливо составляют 70% объема экспорта в 2024 году. Это практически единственные статьи российского экспорта в США, которые не затронуты санкциями и тарифами.

Переключение российского экспорта на страны американского региона, которые считаются нейтральными, было ограниченным и не смогло полностью компенсировать значительное сокращение экспорта в США, как отмечает научный сотрудник ИЭП им. Е.Т. Гайдара Дмитрий Кузнецов.

Традиционно главными товарами экспорта из России в Африку являются пшеница, нефтепродукты, химические товары и машины и оборудование, согласно Кузнецову. По косвенным данным, этот список товаров в значительной степени остался неизменным в 2022-2023 годах.

В 2021 году 29% товарного экспорта России в Африку составлял товарный экспорт машиностроения (4,2 миллиарда долларов), а еще 24% приходилось на поставки зерна (3,5 миллиарда долларов). Данные Российского экспортного центра, предоставленные РБК, подтверждают эту информацию. Также было поставлено углеводородного топлива на сумму 2,9 миллиарда долларов.

В 2023 году экспорт российских нефтепродуктов в Африку практически удвоился, а поставки зерна также значительно увеличились. Экспорт машин и оборудования, химических товаров также остался на высоких позициях, хотя и не продемонстрировал впечатляющих темпов роста.

Однако, как отмечает Фиранчук, доминирование сырья в российском экспорте приводит к колебаниям стоимости, а географическая структура экспорта достаточно подвижна, так как сырье может быть относительно легко перенаправлено на другие рынки. В 2023 году российские экспортеры объемно увеличили поставки нефтепродуктов на рынки Африки (а также Латинской Америки). Однако сложно прогнозировать дальнейшую динамику в этой части экспорта, так как российские экспортеры могут легко переключиться на другие рынки при изменении рыночной или политической конъюнктуры.

"Более стабильными представляются поставки российского зерна на рынки африканских стран. В этой части российского экспорта не ожидается значительных изменений, особенно учитывая, что санкции не распространяются на поставки зерна", подчеркивает Фиранчук. Однако перспективы поставок российской техники (в том числе вооружений) в африканские страны, которые ранее были важными покупателями, выглядят неясными.

Россия начала бесплатные поставки зерна в несколько африканских стран в ноябре 2023 года, согласно журналу Africa Defense Forum, издаваемому африканским командованием Вооруженных Сил США. Это позволяет России укрепить свое влияние на континенте.

Наиболее важные торговые партнеры России в Африке находятся в северных регионах континента (примерно 2/3 экспорта в 2021 году), и они географически ближе (в первую очередь к западным регионам России), чем страны Америки. На континенте отсутствуют недружественные страны.

Согласно отчетам, Россия является основным поставщиком товаров в Египет в 2021 году, занимая 28% от общего экспорта в Африку, или $4,2 миллиардов. Алжир и Сенегал также получили значительные объемы товаров от России – 20% или $3 миллиарда и 8% или $1,2 миллиарда соответственно, а также Марокко, которое имеет долю в 8%, или $1,2 миллиарда.

В соответствии с данными египетской статистики, представленными в ООН, в 2023 году Египет закупил зерна из России на сумму $2,55 миллиарда, черных металлов на сумму $0,55 миллиарда и растительных масел на сумму $0,52 миллиарда, что является основными позициями импорта из России.

В 2023 году 38% экспорта товаров в Африку из России осуществлялось в рублях (в сравнении с 1,7% в 2021 году), 14% – в "недружественных" валютах, а почти 48% – в "прочих валютах", предположительно в основном в китайском юане.

Министр экономики Максим Решетников заявил, что к 2030 году Россия может увеличить свою торговлю с Африкой как минимум в два раза по сравнению с уровнем 2022 года. Он отметил, что на данный момент в Африке проживает 1,5 миллиарда человек, а к 2030 году ожидается, что это число вырастет до 1,7 миллиарда человек, а прогноз демографов на 2100 год указывает на население в 3 миллиарда человек. Это означает, что Африка представляет собой крупнейший и растущий рынок.

Несмотря на то, что за последние пять лет страны Африки показывали более низкую динамику роста по сравнению с мировой экономикой, МВФ прогнозирует, что страны Африки к югу от Сахары будут расти быстрее, чем средние мировые темпы, что может способствовать укреплению или сохранению позиций России на рынках товаров, которые активно поставляются в страны Африки, таких как сельскохозяйственная продукция, нефтепродукты и химическая промышленность. Возможности для увеличения экспорта России видны в поставках древесины, черных и цветных металлов, а также удобрений.

Старший эксперт по экспортному маркетингу и исследованиям РЭЦ Андрей Филимонов отметил, что инфраструктура железных дорог в Африке сильно изношена, а подвижной состав в некоторых странах имеет возраст более 30 лет, а в некоторых случаях более 50 лет. Однако инвестиции в Африку ограничены из-за проблемы окупаемости проектов и защиты инвестиций. Он сказал, что необходимо искать консорциумы, заинтересованные в работе на зарубежных рынках, и для машиностроительной продукции это может быть магистральный путь. Консорциумы могут быть преимущественно российскими, состоящими из российских компаний, либо могут быть партнерами из стран БРИКС, таких как Индия, с которой сотрудничает "Трансмашхолдинг", отметил Филимонов.

Георгий Семенов, руководитель проекта по развитию экспортных аналитических систем РЭЦ, добавил, что Ближний Восток и Африка имеют низкую долю в производстве железа и стали из-за ограниченности ресурсов, но в то же время это активно развивающиеся регионы, особенно на Аравийском полуострове.

В настоящее время доля России в общем объеме торговли африканских стран составляет около 3%. Согласно Кузнецову, этот показатель может удвоиться к 2030 году в наиболее благоприятном сценарии, но более реалистичным является достижение значения в 4-5%. Это связано с тем, что по мере роста экономик африканских стран структура их импорта будет все больше сдвигаться в сторону потребительских товаров, которые сложнее конкурировать российским производителям.

Одним из главных препятствий для расширения присутствия на континенте, помимо известных проблем с инфраструктурой и институтами, является дисбаланс в торговле, считает Эдвард Фиранчук. Он говорит, что континент может предложить немногое российской экономике, кроме фруктов и кофе. Как результат, африканские партнеры получают мало средств от своего экспорта в Россию, а это, вместе с ограничениями на использование резервных валют, может привести к необходимости постоянного кредитования этих партнеров или задержке платежей.