«Аэрофлот» получит преимущество при лизинге МС-21

Стоимость нового российского самолета МС-21 с поставкой в 2028-2030 годах оценивается примерно в 4,3-4,6 млрд рублей, пишет газета «Коммерсантъ». Отмечается, что такое предложение Государственная транспортная лизинговая компания направила участникам рынка, не входящим в «Аэрофлот». Самому «Аэрофлоту» лизинг новых российских бортов обойдется дешевле — в 3,2 млрд рублей с поставками в 2023-2026 годах. Известно, что эту сделку полностью профинансируют из Фонда национального благосостояния. Стоимость МС-21 между тем все еще выше, чем аналоги от Airbus и Boeing. Из-за чего так происходит?

Комментирует генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий: «Что касается западных аналогов, там на порядок, а то и на два больше твердых заказов, чем на МС-21. Чтобы запустить самолет, надо проинвестировать миллиарды долларов в его разработку, производство и запуск производства. Одно дело, когда первые инвестиции потом делятся на пять тысяч заказанных самолетов, как происходит с Airbus, или на три тысячи воздушных суден, как в случае с Boeing 737 MAX. Другое дело, когда вы делите их на несколько сотен летательных аппаратов. Самолет получается дороже, и проект при этом все равно убыточный. В Советском Союзе этот вопрос решался тем, что почти у всех гражданских самолетов были военные корни. Ту-154 имел аналог бомбардировщика Ту, Ан-24 — Ан-26, военно-транспортный самолет. То есть правительство инвестировало в разработку военного аппарата, параллельно разрабатывали гражданский самолет, таким образом уменьшались расходы. Как я понимаю, сейчас нет ничего похожего. Получается замкнутый круг. Чтобы было много заказов, надо дать конкурентную цену. Чтобы дать конкурентную цену, надо иметь много заказов, дабы разбить начальную инвестицию на много самолетов. Как это решается? Наверное, большим государственным заказом на тысячу воздушных суден на десять лет вперед. В идеале должно быть так: есть отечественное производство аппаратов, есть отечественные авиакомпании, которые получают их на каких-то условиях и выполняют полеты только на них. Тогда деньги идут отечественным авиакомпаниям и производителю, и этот круг замыкается. Сейчас на каждом этапе стоит задача получить прибыль, их мало интересуют другие составляющие этой цепочки. Каждый сам за себя, в итоге получается Sukhoi Superjet, самолет стоит у забора, недоработанный, собрали из иностранных деталей, летать не может».

Известно, что всего до 2030 года Аэрофлот должен получить 210 самолетов МС-21 из планируемых к производству 270.