В Третьяковской галерее завершили реставрацию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван»

Завершилась уникальная для отечественной практики по объему и сложности работ реставрация выдающегося живописного произведения. Процесс реставрации занял четыре года.

На протяжении всей истории существования картина находилась под пристальным наблюдением реставраторов и хранителей. С момента приобретения шедевра Павлом Третьяковым на картину совершали нападение дважды - в 1913 и 2018 годах.

В результате второго нападения на картину был прорван холст в трех местах в центральной части живописного полотна. Нанесенные удары затронули красочный слой и холст, серьезно травмировав произведение в целом. Если бы оборот картины не был закрыт массивным дубовым щитом, урон мог оказаться гораздо более серьезным. Удары также привели к возникновению скрытых повреждений и усугубили проблемы, связанные с изначальной «болезнью» произведения.

Перед реставраторами Третьяковской галереи встала сложная задача: не только исправить причиненный вандалом вред, но и на новом витке знаний, развития технологий и исследовательских возможностей глобально решить проблемы состояния сохранности картины. Работу необходимо было выполнить практически ювелирно, постоянно держа в уме весь комплекс проблем, подбирая под него методы работы так, чтобы, устраняя одно затруднение, не нарушить сложнейшую структуру взаимодействия всех слоев и частей большого полотна.

За 4 года реставрации был пройден большой путь, включавший в себя изучение и анализ произведения ради понимания особенностей полотна Ильи Репина, осознание многокомпонентной сложности процессов, происходивших и происходящих в картине за весь период ее существования. Именно такой подход стал основой для принятия ответственных решений при восстановлении произведения и возвращения его в экспозицию музея.

После окончания пресс-конференции картина была вновь перемещена в депозитарий до момента изготовления для нее защитной капсулы. По завершении работ по изготовлению и монтажу данной капсулы картина будет возвращена в залы Репина в постоянной экспозиции Третьяковской галереи для публичного обозрения. Об этом будет сообщено дополнительно.

Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность Сбербанку, предложившему помощь в первые дни после вандального нападения на картину, и расценивает его поддержку как важнейший вклад в общее дело сохранения национального культурного наследия.